1. Детская Мудрость

Когда я в детстве прочла сказку «Пеппи Длинныйчулок» писательницы Астрид Линдгрен, то меня больше всего потрясло желание главной героини: она хотела не повзрослеть никогда. Я была восхищена. Но взрослые сказали: «Как же так? Только представь: что, если бы она действительно не повзрослела? Она не смогла бы жить в обществе. И смотрелась бы нелепо». Но с того момента я пожелала никогда не взрослеть и делала для этого всё. И — получилось! Мне ради этого пришлось через многое пройти. И всё-таки (после всего) я считаю, что Пеппи права.

Вот что интересное происходит. Люди могут долгими-долгими зимними вечерами ностальгировать по детству, пускать слезу от милой старой песенки, а может быть, они тайком хранят свою любимую игрушку, без которой не ложились спать когда-то, но если предложить им быть естественными и искренними, если предложить им стать обратно детьми… они скажут: «Как можно! Я не могу быть посмешищем! Мне уже не <столько-то> лет». Где-то на уровне неосознаваемого сидит, что быть ребёнком — значит быть маленьким, это стыдно и недостойно. Почему?

В чём всё-таки именно обычно делают разницу между ребёнком и взрослым? Как правило, это три показателя: 1) ответственность (человек заботится о последствиях того, что делает); 2) дальновидность (человек склонен и способен прогнозировать эти последствия); 3) динамичный учёт реальности (человек выстраивает свои поступки с учётом того, что в мире есть другие люди, что существуют общественные и природные явления и т.д., замечает, что в мире, кроме него, есть кто-то и что-то ещё).

И считается, что взрослому во всём этом помогает опыт. Последний считается количественной величиной, измеряется годами жизни, стажем и т.д. И в одной и той же культуре результаты, к которым приходят к тому или иному возрасту, очень похожи. Точнее, так: это те результаты, к которым принято приходить. Если какой-либо человек действует не так, как принято, руководствуясь некоторой своей логикой, его могут считать «младше своего возраста». Этим, собственно, бывает опасна эта «некоторая своя логика». Например, собственные способы учитывать реальность, или иной принцип стратегического мышления, или другие представления о том, что сделать для ответственности.

Соответствуют ли эти мнения действительности? Ведь на самом деле ответственность, дальновидность и учёт реальности — это очень просто! Справится и ребёнок. Если захочет, конечно. Однако часто у него такую охоту отбивают именно что стандартами взросления. Навязывание сценариев поведения приводит к тому, что ребёнок бунтует против взрослого мира. Он делает это искренне, а взрослые, уже негласно привыкшие лгать, легко ловят его в педагогические ловушки манипуляций. Делается это для того, чтобы вынудить ребёнка взрослеть так или иначе. Однако одной из главных ошибок можно назвать то, что взрослым, опытным людям приписываются преувеличенные способности в решении проблем, по сравнению с ребёнком. На самом деле и ребёнок, и взрослый в одинаковом положении. Они не небожители и не могут предсказать всего, оказавшись лицом к лицу с неизвестностью. Взрослый больше может в материальном смысле, но это не всегда даёт многое. Хотя опыт в практических вопросах кое-в-чём помогает…

Зато у ребёнка есть его Стихийная Мудрость. Это сродни интуиции. Но можно сказать больше: это ещё не утраченная память о живых свойствах мира, о чуде, о сказке. Для того, кто видит волшебную сторону реальности, могут быть простыми и ясными многие вещи, которых не понимает изолгавшийся взрослый. И даже не столько изолгавшийся, сколько основательно забывший правду.

Кто такой ребёнок? Я хорошо помню прочитанный давно в журнале «Трамвай» рассказ под названием «Мышь четырёхмерная». Имевшая в своём распоряжении на измерение больше, эта мышь легко проходила сквозь любые стены, так же, как трёхмерному существу легко перешагнуть границу, нарисованную на плоском листе. Она проникла в холодильник сквозь закрытую дверь. Вот ребёнок и есть такая мышь! Но он гораздо более многомерный.

Все взрослые задачи мог бы решать ребёнок — при достаточной уверенности в себе. Если бы ещё не раздувать значимость процесса взросления в глазах ребёнка! А просто сказать: вот есть такая-то игра, у неё такие-то правила, и чтобы выиграть, нужно учесть то и это. Но ведь ребёнку никто не говорит, к примеру, что социум — это игра, хотя любой нормальный взрослый человек в глубине души это понимает, если он реалист. Вместо этих прямых слов, ребёнку начинают внушать значимость общественных правил и всю их серьёзность. Ощущая ложь и подвох, он так не «повзрослеет» ещё долго. А подвох есть хотя бы в двойных стандартах матричных взрослых. То, что в исполнении самих себя они представят, как «сложную жизнь и непростую судьбу», в исполнении ребёнка тут же будет названо и ленью, и безалаберностью, и безответственностью, и дурью, и ещё чем только не будет поименовано. Даже самая наивная душа в ответ проникнется недоверием. А к тому же, быстро переймёт это и будет практиковать по отношению к тем, кто младше хотя бы на 2-5 лет.

Вместе с тем: если бы только у ребёнка была уверенность, то он мог бы усвоить принципы ответственности довольно быстро. Если его не ожесточило что-нибудь с колыбели, то сердце у него есть, значит, заботиться об окружающих и учитывать их он желает. Простые логические (житейские) ходы тренируются легко. Общественная реальность очень шаблонна, и понять, как себя вести в той или иной ситуации, тоже просто. И получается, что уверенный ребёнок мог бы дать в этих вопросах фору взрослому.

Поэтому смотри, Читатель! Даже если ты уже очень-очень взрослый человек, перед тобой до сих пор перепутье. На нём три дороги. Первая — быть взрослым стратегом, вторая — быть недальновидным ребёнком, но есть и третья. Ребёнок-Стратег. О, это была бы сила! Дело в том, что такой человек соединяет в себе могущество Стихийной Мудрости с её стратегическим применением. Такое никакому взрослому не под силу! Потому что он не помнит себя. Он не помнит своих истинных ресурсов. Для него сложно и тяжело всё, с чем справится и ребёнок. Вовремя ощутить сердцем необходимый шаг, а ещё поверить в возможность и осуществить её, хотя бы всё было против тебя, своей светлой мыслью помочь другому без единого касания и слова. Только тот, кто верит в чудо, может от всего сердца творить его. Такая вера у взрослого под запретом и называется глупостью, наивностью. Суть вещей и людей скрыта от него, он стал мыслить шаблонно, и даже если решил изучать волшебные возможности, то до неузнаваемости исказил их матричным восприятием, приписыванием матричного смысла тому, что чисто и невинно, тому, что гораздо проще, чем кажется.

Для того, кто сохранил свою Детскую Мудрость (может быть, порой ценой того, чтоб уступить другим по «взрослым и серьёзным» показателям), опыт будет не количеством прожитых лет, а множеством мгновений, в каждом из которых есть повод вспомнить себя, вспомнить свою Стихийную Мудрость. И такой Ребёнок никогда не будет уже относиться снисходительно к несовершеннолетним детям или младшим, потому что знает, что значимость количественного опыта попросту раздута, преувеличена. И тогда ему будет доступна ещё и Стихийная Мудрость других людей. Это отличная возможность сверять свой компас с другими. Человек, обладающий памятью о своей сути Лугового Ребёнка, откажется отбирать эту память у других, прямо или косвенно вынуждать их потерять память. Напротив, своим уважением и чуткостью поможет сберечь Стихийную Мудрость и пронести сквозь время и обстоятельства.

И если взрослый — стратег лжи, то ребёнок (в любом возрасте и даже много после совершеннолетия) может стать стратегом Правды. И перестратегичить взрослого.

Есть кое-что, что тебе следует знать, чтобы это сделать. Нужно сразу понять, что потребуются способы адаптировать детскую вещую правду к языку взрослых. Почему ребёнку (которому мало лет) обычно сложно это сделать? Во-первых, внешние простые законы этого языка от него тщательно скрывают. И стремятся научить каким-либо сложным опытом, намёками, опосредованными способами, которые «записали» бы эти законы на подкорку, сделали бы выполняемыми автоматически. То есть то самое «заклясть ребёнка», о чём и писала Марина Цветаева. Во-вторых, недостаёт уверенности, так как при попытках вести себя нестандартно он получает неприятную обратную связь: насмешки и снисходительное отношение. Это причиняет боль, понижает самооценку и мешает быстро сориентироваться. В-третьих, давит та самая мнимая серьёзность и значимость взрослого языка, его раздутость.

Может быть, ты потерял уже много времени из-за того, что мало понимал, что происходит. Может быть, некому было рассказать тебе, как всё просто. Некому было напомнить тебе веру в тебя самого.

Но ты, если читаешь это, можешь теперь наверстать упущенное. Можешь легко сделать наблюдения (если не сделал ещё) и адаптировать то, что ты говоришь «взрослым» людям (хотя бы и своим ровесникам!), к их языку. Он очень шаблонный, привыкнуть можно быстро. Конечно, может быть, полностью замаскироваться ты не сможешь, но главное — довести владение языком до такой степени, чтобы примирить раскрытие Детской Стихийной Мудрости и продолжение обычной жизни в социуме. Вероятно, ты уже отчасти Мудрость раскрыл и мог не совсем понимать, что происходит с реакцией общества на тебя, а теперь сумеешь лучше владеть ситуацией.

Я предлагаю тебе: прекрати быть взрослым! Лучше реализуй Лугового Ребёнка в себе, осторожно адаптировав его к обществу. Будь уверенно ориентирующимся Ребёнком-Лидером! Это может помочь тебе освободить много энергии, что нужна для настоящей радости жизни. Ведь Ребёнок — это тот, кто живёт искренне, остаётся живым среди масок. А искренность стратегическая прекрасна тем более. И за ней будущее!

…А теперь представь, что Луговой Ребёнок попал в этот мир, полный иерархии, конкуренции, войн горячих и холодных, — и сохранил память о своей Детской Стихийной Мудрости. И вот Дитя изучает мир и в процессе составляет свой собственный список понятий с определениями к ним. Каков наш мир с точки зрения Лугового Ребёнка? Я составила свой Луговой Словарик и в этой части книги буду среди текста вставлять те или иные слова с определениями. Это будут вставки зелёного цвета. Я надеюсь, что это будет ещё одним хорошим способом напомнить тебе тебя самого, твою суть. А начну я прямо сейчас:

Ребёнок — это очень сильный и могущественный человек.

А затем:

Взрослый — это тоже очень сильный и могущественный человек, только он устал и немного расстроился.

Пеппи

Читать далее: ВСПОМНИТЬ ВСЁ: Как жизнь строится из архетипов

Вернуться обратно в Оглавление