2. Как жизнь строится из архетипов

В психологии существует понятие архетипов. Но оно давно перекочевало в эзотерику и обрело там самостоятельное звучание и множество тех смыслов, которых не закладывал в это понятие его создатель — Юнг. И мне хотелось бы в книге говорить об архетипах не в психологическом, а совершенно в эзотерическом значении. Но для этого необходимо дать своё определение, так как в эзотерическом сообществе это понятие трактуется всеми по-разному.

Итак, с точки зрения Луговой алхимии, Архетип — это определённый целостный и узнаваемый для всех (или для многих) образ, и он словно бы является прообразом, с которого могут быть срисованы части реальной жизни. Это не просто образы, а такие элементы энергетики, которые можно использовать при воплощении той жизни, какую ты хочешь жить. То есть они — тот строительный материал, который использует твоя мысль, когда творит материальное. Затем энергетика обретает плоть — и ты получаешь тот или иной результат, порой неосознанно. Архетипы находят своё отражение в мифологии и других частях культуры, таких как искусство или даже реклама. И я заметила, что бывают архетипы матричные, а бывают — Луговые.

Проще всего рассмотреть на примерах. Всем известны архетипы Отца и Матери — даже тем, кто никогда не слышал слова «архетип». Это два глобальных образа. Они есть даже внутри людей, оставшихся сиротами с младенчества. И когда дети мечтают об утраченных родителях, с которыми никогда не общались, и пытаются их представить, то опираются именно на эти «исходники». Читая эти строки, ты наверняка представил себе целый набор качеств, которыми обладают Отец и Мать, поэтому я не буду тут эти качества перечислять. И, конечно, это матричные образы — образы людей, которые старше и мудрее, которые заботятся и воспитывают и никогда не будут с тобой вровень, всегда будут гораздо выше, словно бы божества над всей твоей жизнью. Это ключевое.

Папа — это очень хорошо замаскированный Братик.

Очень похожи на них и являются прямым их продолжением архетипы Старика и Старухи. Или Дедушки и Бабушки. Они матричны в квадрате или даже в кубе. Воплощённая мудрость, огромный недосягаемый опыт. И снисходительная доброта ко всем, кто юн, эмоционален и горяч. Хотя есть и такие части этих архетипов, как ворчливый гнев и суровость. Но на уровне архетипа это ближе к образу некоторого «гнева богов».

В языческих пантеонах эти архетипы проще всего проследить. Обычно это какие-либо прародители других богов, порой — пара во главе всего пантеона, как Зевс и Гера, например. Разнообразные (хотя по смыслу больше одинаковые) Богини-Матери вообще настолько многочисленны в язычестве, что я бы не решилась перечислить всех. На основе этих культов потом возникают фильмы, такие как «Аватар», где материнское божество Эйва своим символом являет огромное дерево.

Мама — это такая Сестрица, которая разучилась радоваться, как Дитя.

А матричным ли является архетип Ребёнка? На самом деле это два архетипа с одним названием. Давай разделим их. Ребёнок-Глупец-Слабак-Инфантильный-Плакса — тот да, матричный, он легко подвержен влиянию, истерически зависим от других, смотрит в рот Отцу, Матери, Дедушке и Бабушке, своим «надмирным божествам». Но есть Ребёнок Могущественный. То есть то Дитя, которое разрешило себе таковым быть, которое осознаёт свою огромную светлую мощь. Это удивительное и непостижимое существо, которое живёт так, словно играет, игры которого добры и прекрасны. Он не стремится к лаврам Родителя или Прародителя. Он посмеивается над ними в их важности. И отвечает им творческим бунтом лидерства без опоры на власть или авторитет. Лидерства чистого, словно родник. Ребёнок — лидер, который является таковым не в силу превосходства, а в силу щедрого равенства и готовности подарить другому его самого. Ребёнок — пробудитель других Детей. Ребёнок органичный и естественный. Он не делит себя на дух и тело, а живёт в целостности всех частей себя. Целостность и благословение земного духовностью — одно из главных свойств Луга.

Матрица же дробит людей, разделяя и властвуя. Матричный человек плохо знает себя, так как привык к тем или иным ролям. А психологические знания в руках человека матричного становятся страшным орудием разрушения другого человека, ведь тот, кто не ощущает целостности, может только покалечить других, внушить им страх и недоверие к самим себе, обосновывая это любыми благими целями, а на самом деле совершая это от отсутствия доверия к человеческой природе. Причём выборочно: себя он будет считать достойным доверия, а природе другого будет считать нужным «помочь»: правилами, дисциплиной, обманами, провокациями. Он двойственен так во всём. По отношению к одним он мал и ничтожен, по отношению к другим — велик и недосягаем. Словно бы не один человек, а два. Поступок старшего для него священен, а такой же поступок младшего — глуп и невежественен, хотя в реальности может оказаться совсем наоборот. Особую изощрённость обретают эти игры, когда матричный человек к тем, кто «выше», относится несерьёзно, выстраивает их тоже ниже себя в своём воззрении и манипулирует ими, скрыто воспитывает их, но тем, кто младше, с серьёзным лицом говорит о важности и значимости иерархии как миропорядка. Но двойные стандарты вряд ли можно назвать хорошим инструментом оценки реальности, а Матрица сплошь состоит из двойных стандартов. Якобы ребёнок, который довёл мать до слёз, — жестокий по невежеству, так как ещё мал для чуткости, а мать, которая проигнорировала чувства и слёзы ребёнка, мудра и даёт суровый урок. Якобы подчинённые опаздывают, а начальство — задерживается, ибо только у него причина уважительна. Якобы, если богатый оделся необычно, то он большой оригинал и законодатель мод, а бедный — просто нелеп и не знает, как сочетать цвета, нужно срочно поучить его. Якобы духовный «гуру», приревновавший жену, — поборник добродетели, а ученик духовного «гуру», сделавший то же самое, — невежда и носитель негатива, которому будет страшная карма. И точно так же во всём, потому что нет никакой целостности в Матрице.

Дедушка — это такой Мальчик, который надел седую бороду и очки и забыл их снять.

И потому матричными стоит считать и такие архетипы: Тень (воплощение тех наших свойств, которые мы не принимаем в себе и потому не хотим видеть), Персона (Маска) (та роль, которую человек играет в обществе и с которой в итоге срастается в восприятии себя), Анима и Анимус (неосознаваемые и непринимаемые мужское начало в женщине и женское начало в мужчине), Жертва, Злодей, Спасатель (которых легко распознать по их названию). Все эти архетипы предполагают деление себя на части и нежелание видеть себя объёмно, принять все части как органичное единство.

Ещё можно вспомнить архетип Антропоса — глобального сверхчеловека. При идеализации кого-либо мы обращаемся именно к этому образу. Обычно таким видится кто-то, кто не кажется нам простым смертным, а представляется «человечищем». Конечно же, этот архетип тоже матричный. И высшей степенью его проявления можно назвать ситуацию, когда человек считает архетипы не свойствами, что равно доступны каждому, а живыми существами, божествами, прародителями, с которых люди и копируют его свойства. И точно так же встречаются случаи, когда человек отождествляет некое универсальное свойство с собой, считая как раз себя божеством и прародителем этого свойства или явления. На самом деле это матричность, доведённая до абсурда. Это попытка найти сверхчеловека вовне или даже в лице самого себя.

Бабушка — это такая Девочка, которая носит чепчик, а по ночам спит и мечтает носить косички.

Конечно же, раз Матрица дробится внутри самой себя, то в ней есть не только «правильные» архетипы, но и хаотические. Таковым является Трикстер — ловкач и хитрец, нарушитель правил, не знающий границ провокатор, изысканно манипулирующий и обманывающий. А порой — просто нарушающий всё подряд, потому что запрещено. Главные свойства Трикстера — хаотичность и бесцельный дух противоречия. Он разрушает, не предлагая нового взамен. Человек, слившийся с этим архетипом, любит сеять сомнения, разрушать чужую систему ценностей ловкими и точными подначками. И не готов отвечать за последствия. Даже может видеть в этом пользу для окружающих. Но его вектор — разрушение, а не творчество. Есть слова, про автора которых я не смогла найти информации: «Трикстер — ум без чувства ответственности».

Луговой Ребёнок тоже порой бунтует против правил. Но его цель — не хаос, а система. И, безусловно, это система равенства, творческого могущества и любви. Обучать важных для него людей в игровой форме он способен даже сквозь боль, причинённую ими. Словно некий дельфин, который игриво плавает вокруг человека, угрожающе держащего в руке нож, и вот этот дельфин кричит ему ультразвуком: «Эй, человек, ты совсем, что ли, забыл, что я друг и брат? Что это ты собрался делать? Давай-ка лучше поиграем». Луговой Ребёнок играет искренне и открыто, без манипуляций и подначек, его слова всегда можно понять буквально. Тогда как Отцы и Матери лукавы и двусмысленны от иллюзии своей мудрости, а Трикстер — ради обмана, даже если видит в этом обмане благо. Например, Трикстер может разделить мысленно другого человека на дух и ум и пытаться обмануть его ум, чтобы человек духовно вырос. В то время как Луговой Могущественный Ребёнок воспринимает другого человека как органичное целое и уважает все его свойства как части единства, уважает его свободу воли без оговорок о частях. Хотя может дать обратную связь о каких-либо негативных проявлениях другого человека, когда нарушается закон носа и кулаков. Но речь о балансе чужих прав и своих: негармонично ущемить и свои. Иными словами, это обратная связь равного равному.

Луговым является архетип Шута. Он словно зеркальное отражение Старика, мудрец — но без пафоса вокруг какого-либо опыта, иерархии, социального положения. Вот кто действительно прост. Нет в нём Трикстерова лукавства, скрытых подначек и окольного достижения целей. Шут — тот, кто в мире социумных околичностей имеет смелость сказать правду и выразить её прямо.

Есть Луговой архетип Демиурга — творца с глобальными возможностями. Он показывает отражение божественного в каждом человеке.

А если очистить языческий архетип Матери-Богини от всей его захватнической алчности и помпезной надменности, то получится Луговая Девочка-Творец, Демиург, родительница всей своей жизни, женственная создательница миров и планет в своей Вселенной. И такая Девочка равна любой другой Девочке, точно такой же творительнице. Символ Матери-Богини — Древо. А в лесу творческого пространства каждое дерево уникально, а любая Вселенная глобальна и удивительна. И любая Девочка может найти свой способ защитить свои права и по справедливости обрести своё счастье. И это будет сделано так, чтобы никто не был ущемлён. А как оно у Мальчиков-Творцов? Да точно так же.

Творец — это такой Ребёнок, который забросил маски в угол и от души каля-маля.

Почему я считаю, что Луговые архетипы более настоящие, чем матричные? Потому что они отражают суть универсального творческого пространства, где все равны в своей свободе и ответственности по отношению друг к другу. Потому что у каждого в этой системе есть своя главная роль. Потому что опора на Луговые архетипы влечёт внутреннее освобождение, доброту и уважение. А опора на матричные подпитывает гордыню и самоуничижение, разжигает конфликты из-за того, кто главнее, круче или красивее, опора на Матрицу кормит собой тонны лжи и двойных стандартов неравенства. А я верю, что в основе мира всё-таки гармоничное начало, и если эта гармония редко проявляется извне, то дух в этом не виновен, потому что чист.

Но в нашем мире есть свобода выбора. Архетипы — это кирпичики. И каждый творец вправе использовать те или иные, чтобы построить свою жизнь. Все люди-творцы равны и не сотворены друг другом. Но кто-то может взять себе архетип Отца или Матери как опору отношений с теми, кого считает младшими. Если он призовёт ещё и образ Трикстера, то его педагогика станет изощрённой и полной полуправд ради благой цели. И одним из изысков Трикстера может стать подражание поведению Лугового Ребёнка, чтобы вызвать у своего подопечного доверие. Так, далеко не все педагоги, которые придерживаются неформальности в общении с учениками, на самом деле искренни, порой это просто игра. И то же касается начальников и прочих «старших» иерархических фигур. Если тебе близок архетип Лугового Ребёнка, то ты любишь доверять людям, а если к Луговому примешивается Ребёнок-Слабая-Няшка, то можешь побояться вовремя увидеть манипуляции такого «воспитателя». Но если ты будешь наблюдательным Ребёнком, то легко увидишь разницу между настоящим Ребёнком и подражающим ему Трикстером.

И это только один пример того, как люди могут творить с помощью архетипов. Кто-то, напротив, выберет кирпичики Луговые, будет проявлять в себе лучшие творческие качества, лидерство на основе осознанного равенства, а если добавит немного Трикстера, то только если не хватит других ресурсов для своей защиты от какой-нибудь опасности. Но никогда не потому, что лень искать эти ресурсы. И никогда не для внушения другому человеку матричной лжи.

Причём, конечно, даже если человек всеми силами осознанно стремится быть Луговым Ребёнком, то всё равно так или иначе может проскакивать Матрица: то там вылезет, то тут. Главное — чтобы основной вектор жизни был Луговым, а при доверии себе можно не бояться своей искушаемости в Матрицу, веря, что Луг победит.

Более осознанное отношение к архетипам помогает лучше понять, как игра света и теней создаёт нашу жизнь. Я неслучайно сказала про архетип Тени. Я уже говорила о словах «Тень, знай своё место!» из сказки Шварца. И теперь я могу ещё раз подчеркнуть, что это место — часть единства внутри человека, часть его принятия самим собой и благословения внутренним светом даже теневых своих сторон. Нет нужды пытаться довести свою душу до дистилированного, кристально чистого состояния. Зато можно научиться проявлять чистоту при такой душе, какая есть — со всеми недостатками. И опора на Луговые архетипы помогает держать акцент на светлых сторонах, чтобы благословить ими всё, что в тебе есть. Это и есть та самая иерархия без иерархии: приоритеты качеств внутри одного только себя и без превосходства над менее проявленными в Луговом смысле людьми. Пусть кто-то не очень сильно проявляет Луг — но ведь Луг в нём столь же Абсолютный, как и в тебе. И в этом смысле каждый человек — Абсолют.

Порой матричные архетипы кажутся всемогущими, строящими всю нашу земную реальность, а Луговые образы видятся робкими гостями, которым надлежит подчиниться общим «законам» неравенства и лжи. Но на самом деле всё сказочно преображается, как только человек вспоминает о своей творческой воле и начинает её проявлять. И пусть Квест довольно многих — быть матричными и сплетать сны искажений для себя и других. Но если ты хочешь бунтовать, значит твой Квест обратный: проснуться и пробудить. Откажись сравнивать Луг и Матрицу по количеству, перенеси акцент на качество. И это будет путь к победе. Твоя творческая воля сможет выстроить всю твою жизнь по принципам свободы и любви, равенства и самоуважения, по законам светлого самобытного творчества в гармонии с собой и с миром.

Древо

Читать далее: ВСПОМНИТЬ ВСЁ: Духомыслие (Нужно ли учиться думать?)

Вернуться в Оглавление