3. Духомыслие (Нужно ли учиться думать?)

Чему Отцы и Матери, Бабушки и Дедушки учат «детей»? Думать. Сперва подумай, потом сделай. Строй логические заключения. Из А обязательно следует Б.

Почему это считается таким важным? Потому что человеку следует жить разумно, ответственно. Взвешивать, словно на весах, любые свои действия, прогнозируя результат. Учитывая окружающих. Стратегически живя «взрослой» жизнью.

Соответственно, можно перечислить типичные «тренинги», которые учиняют «взрослые» своему «ребёнку». Не сказать правильный ответ, а вынудить подумать. Отправить в угол подумать о своём поведении. Дать сложную задачку (когда я набирала это на клавиатуре, удивительно в кассу чуть не набралось «ложную задачку») и за решение обещать какой-то бонус. Потому мышление ассоциативно связано с ощущением, что таким «подуманием» должны заниматься маленькие дети, потому что ничего другого они недостойны в этом возрасте, а потому — что такое занятие суть унизительно. Также это связано с чем-то неприятным, с невозможностью просто жить и радоваться, наслаждаться приятностями жизни. И ещё — очень важно — возникает привычка, что мышление предполагает правильный ответ, до которого нужно догадаться, тогда ты умный.

Что происходит тогда, когда человек учится думать такими способами? Мышление отпадает от целостности, голова начинает думать отдельно от самого человека. Он словно становится поделён на «умную» и «глупую» части. Глупая часть — это животные желания, душевные эмоции, даже глубочайшие чувства. А умная часть человека — это, получается, его ум. Поэтому, хоть я и не рада всем этим восточным идеям об отключении ума и недоверии ему, но я понимаю, противовесом каким предрассудкам человека эти практики пытаются послужить. Заодно человек начинает строить свою самооценку исходя из понятий «умный» и «дурак». Быть дураком, конечно, не хочется никому. Человек старается думать изо всех сил, ощущая, что вынужден это делать. И смеётся над теми, кто не додумался до того, что сообразил он сам.

Умный человек — это тот, который умеет делать себе морщинки на лбу.

Почему потерю целостности так важно заметить? Потому что, начиная с этого момента, человек перестаёт доверять себе. И другим, если считает их «глупыми». И он отделяется от самого себя. В дальнейшем он порой понимает, что тут что-то не так, берётся за эзотерическую литературу, а ему оттуда говорят: «Отключи ум, перестань доверять ему». Это из огня да в полымя. Другими словами, была беда, стала другая. Потому что недоверие себе в любом случае ведёт к нецелостности. Тут не очень важно, чему не доверять — уму или чувствам. Всё равно получается отрубание себя от земной реальности, в которую человек вообще-то пришёл жить и творить тут что-то земное.

А что, если просто доверять самому себе? Если благословить своим светлым началом всё, что есть в самом себе? Тогда, с этого момента, начинается духомыслие. То есть мышление с опорой на свой дух. С полным доверием себе в способности опираться на него, знать его, чувствовать его.

Можно ли совершать ошибки, делая так? Безусловно. Можно не так ощутить, что хочет дух. Можно быть слишком неуверенным и побояться поверить себе. Можно не располагать достаточной информацией и получить не те выводы. Почему же этот способ лучше «думания»? Потому что он самовосполняемый. То есть способный компенсировать все собственные ошибки. Человек устроен очень мудро, он может, если доверяет себе, постепенно двигаться к верной мысли. Причём верной не потому, что кто-то так научил его или внушил с детства, а потому, что изнутри так получается. Это самое «изнутри» можно отделить от внушений, если ты, зная о манипуляциях, откажешься верить в их могущество. Внушения часто действуют потому, что человек думает: «Мне что-то внушают, нужно начать бояться, потому что внушение — это очень страшно и могущественно, а что могу я, слабый? Я бессилен противостоять внушению».

В том числе могут внушать, что правильный ответ для всех один, что каждому суждено прийти к нему. И каждый «взрослый» будет считать так, исходя из своей морали как из того, к чему должны прийти все умные люди. (Если он не Трикстер, для которого морали вовсе нет.) И что тут говорить о том, что именно это внушение — первый признак недоверия. Ты внушаешь человеку, что правильный ответ только один? Это потому что ты не доверяешь, боишься, что без твоих внушений человек сам не додумается до «верной» мысли.

Это мораль-страх, мораль-стыд, мораль внушения страха и стыда. Которые спасительно ограничат. Словно бы речь про того слона, который в детстве, будучи слонёнком, был привязан за ногу верёвочкой. Теперь его она бы не удержала, если бы не привычка подчиняться этому ограничению. Слон разорвал бы верёвку моментально. Но он воображает, что всё так же слаб.

Мораль — это когда умные люди ходят в высоких воротничках и сквозь них не видят живое и доброту.

Но если слонёнок — Трикстер, то он ещё в детстве научился только прикидываться, что слушается «взрослых» и позволяет ограничить себя верёвочкой. А на самом деле по ночам он уходил, гулял по всему городу и глумился над людьми, хотя к утру у него был бодрый и выспавшийся вид — и он покорно хрупал корм, «слушаясь» верёвочку, даже никогда не натягивая её, а топчась возле колышка, к которому она привязана.

Есть ли середина между «послушным существом на верёвочке» и Трикстером (у которого нет ничего, что для него свято)?

Когда ты принимаешь всё, что в тебе есть, доверяя себе целому, то ты тем самым отказываешься дробить себя на две крайности. И два противовеса — «инфантильный ребёнок» и «Трикстер» больше не должны уравновешивать друг друга. Но для этого нужно отважиться иметь своё мнение. Я хочу сказать, что оно у тебя есть своё не потому, что кто-то согласен с этим. А потому что ты сам про себя знаешь, что обладаешь своим мнением. В чужих оценках оно не нуждается. Даже если в тебе есть неуверенность. Ведь если ты позволил себе страхи и переживания, то они уже не имеют абсолютного могущества.

И то, что я называю духомыслием, — это кристаллизация. Вокруг твоего интереса к какому-то вопросу постепенно образуется структура понимания. Из обрывков снов, из случайно долетевших звуков, из выплывших воспоминаний и мгновенных чувств-озарений… неважно из чего. Порой из ничего. Там есть и логика, но она не всегда понятна внешнему наблюдателю. Эта логика стихийна, как и твоя Детская Стихийная Мудрость. И порой свои идеи придётся адаптировать логикой для того, чтоб окружающие могли тебя понять, но ты сам можешь помнить, что это вторичная часть мышления — а что главная кристаллизация не подчиняется «правильной логике». Скорее, «правильная логика» могла бы послужить ей — например, для того же объяснения мыслей другому человеку. А мудрая стихия — есть стихия. Причём она может быть очень организованной, структурной. Стихийность — в целостности этой структуры вместе с самыми яркими твоими эмоциями и с самыми безумными твоими желаниями. Ведь эмоции и желания, что целостны вместе с организованной структурой и светлым началом, смогут быть позитивными.

А поскольку это Стихийная Мудрость, то, скорее всего, вопрос только в том, с какой скоростью ты можешь обосновать логически для других то, что сам знал всегда, ещё когда «пешком под стол ходил». А также — сколько тебе потребуется времени для уверенности, для доверия себе — пешком под стол ходящему. Но может быть, в итоге ты всё же проникнешься своей мудростью.

Взрослая логика — это когда люди играют живыми фигурками в шахматы.

И прости своих Пап и Мам, Бабушек и Дедушек, что они не научили тебя самому главному — доверию себе, доверию, что ты позитивен. Теперь ты мог бы увидеть этих Братьев и Сестёр без их архетипических масок. И понять, что они и себе-то толком не доверяют, что живут они в мире игр в прятки. Как они могли бы научить тебя тому, чем не владеют сами? Среди «воспитателей» и «учителей» частой является иллюзия, что самим себе они доверяют, а только тебя, глупого, подстраховывают, призывая тебе в помощь страх, стыд или какие-либо шаблоны, мифы и т.д. На самом деле, доверяй они себе, так и тебе бы доверяли. Дело в том, что их мышление матрично, двояко, полно двойных стандартов. И попытка разделять людей на умных и глупых — это их ловушка самообмана самим себе, в которую вслед за тем они пытались поймать и тебя. Если бы ты послушал их, то стал бы обманывать тоже «младших», считая свой обман благим. Ну так и прости «горе-воспитателей»! Останови эстафету Матрицы своим прощением.

Духомыслие — твой дар, которым ты можешь преображать реальность. Творить идеи и пути их воплощения, создавать удивительные вещи, полные души. Понимать другого человека и свет в нём. Строить стратегию с учётом действительно всего — а не только отдельно чувств или отдельно логики. И верить в способности мышления любого человека — просто потому, что оно действительно волшебно и своим простым волшебством доступно каждому.

Читать далее: ВСПОМНИТЬ ВСЁ: Ответственность (Кому или Чему дать ответ?)

Вернуться в Оглавление